Спустя месяц после нападений террористов в Париже имеется немало материала, чтобы провести анализ реакции болгар на данные события, с учетом их отражения в политике и журналистике.

Первая реакция

Изначально реакция на трагедию, случившуюся с редакцией сатирического издания Франции Charlie Hebdo, в Болгарии ничем не отличалась от поведения всех развитых стран: «Мы все Шарли». Политики, журналисты, активные участники соц.сетей выражали свое общее возмущение циничным комментарием журналиста на Facebook, который отметил, что французы получили по заслугам за толерастию. Но со временем тон комментариев изменился, а также количество сторонников сатириков из Charlie уменьшилось. В особенности после того, как выяснилось, что газета занималась высмеиванием не только исламских религиозных персонажей, но и персонажей, символических для христиан, при этом, гораздо чаще исламских.

Разделение мнений

Мнения общества разделились на «консервативные» и «либеральные» по вопросу, касательно того, нужно ли и если нужно, то в какой мере, делать ограничения для свободы слова. В результате, позиция о том, что газета получила по заслугам, даже стала превалирующей. Mass Media все чаще начали предоставлять трибуну собеседникам, которые выступают за защиту популистских и ультранационалистических взглядов, разжигающим страх от беженцев из Сирии, а также потенциальным сторонникам мусульманского фундаментализма.

В то время как ответственные политики развитых демократий Европы призывали к приложению максимум усилий для пресечения формирования амальгамы между терроризмом и исламом, в Болгарии один лидер партии открыто сказал, что партия этнического турецкого меньшинства ДПС является не менее опасной, чем братья Куаши, а все цыгане и вовсе потенциальные террористы.

Последние итоги

Но в последние недели в публичном пространстве можно все чаще услышать голоса преподавателей университетов и интеллектуалов. Но именно они способствовали распространению популярности «цивилизационного» вывода, что Франция стала жертвой либерализма по отношению к расхождению между культурами и мультикультурализма. Европа должна вернуться к христианским корням и исполнять свою цивилизационную миссию, в особенности, когда сталкивается с опасным и ретроградным исламом.

При этом, на таком мнении сошлись представители и левого и правого толка мышления. В таком случае, наверное, нужно задуматься над вопросом, по какой причине, невзирая на афишированный евроатлантизм, общество Болгарии все еще далеко от толерантности развитых демократий Европы.